Настоящим человеком
ребёнка делает то, что в науке называется социализацией,
то есть обучение и воспитание детей. Оба этих процесса
важны; однако, думается, главное, чтобы ребёнок стал
хорошим человеком, а не только лишь образованным. За это
и отвечает воспитание ребёнка, которое, непосредственно
задействуя детскую психологию, подростковую психологию,
психологию школьника (и пусть все эти «психологии»
относятся к одной и той же личности, это далеко не
тождественные понятия) с помощью принципов и методов
воспитания, формирует не просто ещё один объект Homo
sapiens, а неповторимую индивидуальность.
Подобную задачу трудно осмыслить, ещё труднее её
выполнить. Психология ребёнка, как и внутренний мир
любого человека, сложна; психология развития, каковой
является психология детей, сложна вдвойне из-за своей
стремительной изменчивости. Воспитание ребёнка сродни
сложнейшей хирургической операции: неверное движение
пальца врача, миллиметром правее или левее, нежели нужно
– и последствия для «пациента», то есть для психики
ребёнка, могут быть плачевными и необратимыми. В таком
сложном деле невозможно безошибочно знать все до единого
принципы и методы воспитания детей, здесь просто
необходимо знакомиться как с советами специалистов, так
и с конкретным опытом конкретных родителей. Именно в
этом и призван помочь раздел нашего сайта «Психология
ребенка и воспитание детей».
Как понять детскую психологию? Какие задачи
воспитания поставить и в каком порядке? Какие
особенности у психологии ребёнка, психологии школьника,
подростковой психологии и каким образом в этих
особенностях не запутаться? Что за проблемы возникают
при воспитании трудных детей? На каком воспитании,
физическом, эстетическом, нравственном или каком другом
сделать акцент, чтобы соответствовать нормам психологии
развития? В каком возрасте нужно начинать половое
воспитание так, чтобы не пойти против психологии детей?
Вопросов бесчисленное множество – нужно постараться,
чтобы ни один из них не остался без ответа.