В зависимости от
предмета труда все профессии
подразделяются на пять типов.
В действительности, это -
очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить
профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит
только для некоторых профессий, четко соответствующих
одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии
психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем
преимущественно приходится иметь дело - таких предметов,
характеризующих профессию может быть и три. Такая
дифференцированная оценка позволяет нам различать и
профессии внутри одной группы: по тому, какой из
предметов труда назван вторичным для данной профессии.
"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"
Профессии: семеновод,
мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант
химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа "человек -природа"
можно выделить профессии, предмет труда которых:
растительные организмы, животные организмы,
микроорганизмы.
Это профессии, связанные с
сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной
и научными исследованиями (биология, география). Как ни
странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно,
не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму
и гостиничному бизнесу...
Указанное деление не означает, конечно,
что труд человека направлен только на упомянутые выше
предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе,
используют разнообразную технику, занимаются вопросами
экономической оценки своего труда. Но все же главный
предмет внимания и забот растениеводов - растения и их
среда существования.
C другой стороны, При выборе профессии
этого типа очень важно разобраться, как именно Вы
относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к
мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы
производству.
И еще один момент, который надо
учитывать при выборе профессии. Особенность
биологических объектов труда состоит в том, что они
сложны, изменчивы (по своим внутренним законам),
нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы
живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут.
Работнику нужно не просто очень много знать о живых
организмах, но предвидеть возможные изменения в них,
которые подчас необратимы. От человека требуется
инициатива и самостоятельность в решении конкретных
трудовых задач, заботливость, дальновидность.
"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"
Здесь главный, ведущий предмет труда
-технические объекты (машины, механизмы), материалы,
виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр,
техник-металлург, инженер-механик, архитектор,
электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик
компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь
направлен не только на технику, но все же ведущий
предмет профессионального внимания - область технических
объектов и их свойств.
Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:
-
профессии по добыче, обработке грунтов, горных
пород;
-
профессии по обработке и использованию
неметаллических промышленных материалов, изделий,
полуфабрикатов.
-
профессии по производству и обработки металла,
механической сборки, монтажу машин, приборов;
-
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию
технологических машин, установок, транспортных
средств;
-
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений,
конструкций;
-
профессии по сборке, монтажу электрооборудования,
приборов, аппаратов;
-
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию
электрооборудования, приборов, аппаратов;
-
профессии, связанные с применением подъемных,
транспортных средств, управление ими;
-
профессии по переработке продуктов сельского
хозяйства.
При обработке, преобразовании,
перемещении или оценки технических объектов от работника
требуются точность, определенность действий. Поскольку
технические объекты практически всегда создаются самим
человеком, в мире техники имеются особенно широкие
возможности для новаторства, выдумки, технического
творчества. Наряду с творческим подходом к делу в
области техники от человека требуется высокая
исполнительская дисциплина.
"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"
Здесь главный, ведущий предмет труда -
люди.
Профессии: врач, учитель, психолог,
парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель
художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
-
профессии, связанные с обучением и воспитанием
людей, организацией детских коллективов;
-
профессии, связанные с управлением производством,
руководством людьми, коллективами;
-
профессии, связанные с бытовым, торговым
обслуживанием;
-
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
-
профессии, связанные с информационно-художественным
обслуживанием людей и руководством художественными
коллективами;
-
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по
профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и
поддерживать контакты с людьми, понимать людей,
разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями
в соответствующей области производства, науки,
искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
-
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с
людьми,
-
потребность в общении,
-
способность понимать намерения, помыслы, настроения
людей,
-
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
-
умение находить общий язык с разными людьми.
"Ч Е
Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"
Здесь главный, ведущий предмет труда
-условные знаки, цифры, коды, естественные или
искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник,
инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и
др.
Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:
-
профессии, связанные с оформлением документов,
делопроизводством, анализом текстов или их
преобразованием, перекодированием,
-
профессии, предметом труда в которых являются числа,
количественные соотношения,
-
профессии, связанные с обработкой информации в виде
системы условных знаков, схематических изображений
объектов.
Чтобы успешно работать по профессии,
нужны особые способности мысленно погружаться в мир,
казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от
собственно предметных свойств окружающего мира и
сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те
или иные знаки. При обработке информации в виде условных
знаков возникают задачи контроля, проверки, учета,
обработки сведений, а также создания новых знаков,
знаковых систем.
"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы
Й О Б Р А З"
Здесь главный, ведущий предмет труда
-художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант,
дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа "человек -художественный образ" включают:
-
профессии, связанные с изобразительной
деятельностью,
-
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
-
профессии, связанные с литературно-художественной
деятельностью,
-
профессии, связанные с актерско-сценической
деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек
-художественный образ" состоит в том, что значительная
доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего
наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные
усилия для создания эффекта легкости, непринужденности
конечного результата выбора.
Портал
"Учеба.ру", раздел "Профессии" |